Reply to this topicStart new topic

Деньги со свердловским акцентом

Гость
Отправлено: Dec 9 2007, 08:05 PM
Quote Post


  Unregistered









Деньги со свердловским акцентом

Динамика развития банковского сектора Челябинской области в 2006 году превысила показатели предыдущего года. Значительно усилились тенденции расширения всей финансовой сети и присутствия инорегиональных банковских структур. Эксперты прогнозируют, что в 2007-2008 годах этот процесс будет проходить под знаком небывалой активности банков из соседней Свердловской области.

Бум банков, как он есть

Финансовый сектор Южного Урала развивается сегодня очень стабильно. Серьезный рост основных показателей наблюдается у местных банков и «инорегионалов», успевших занять свое место на этом рынке; постоянно увеличивается количество представленных в регионе финансовых структур. К концу 2006 года оно превысило 70 единиц. Двенадцать из них – местные региональные банки, имеющие сорок два филиала.

Неуклонно росло и количество пунктов банковского обслуживания, работающих на территории области. Этот показатель вырос на 69 единиц и достиг 684. При этом внутренняя сеть местных региональных банков увеличилась на 27 дополнительных офисов и операционных касс. Такой же прирост внутренней сети наблюдался и у представленных на территории области инорегиональных банков.

Планомерно в 2006 году увеличивалась и прибыль действующих в Челябинской области кредитных организаций. На конец года она составила 5411,7 млн. рублей. По сравнению с 2005 годом, этот показатель вырос на 1761,1 млн. рублей. При этом удельный вес прибыли местных региональных банков в этом показателе продолжает постепенно снижаться. Если в 2004 году он составлял 47,1% от общей прибыли, то в 2005 и 2006 годах этот показатель был равен 46,8% и 41,2% соответственно. В общей сложности в 2006 году местные банки заработали 2231 млн. рублей. Инорегиональные банки, без учета отделений Сбербанка, получили прибыль в размере 1747,6 млн. рублей. Остальные 1433,1 млн. рублей заработали местные отделения Сбербанка. Эти показатели свидетельствуют о том, что местные игроки, достаточно планомерно уступают свои позиции приходящим банкам.

Инорегиональный прирост

Прибыль, которую в прошлом году показали инорегиональные кредитные организации, составила 1747,6 млн. рублей и превысила аналогичный показатель 2005 года более чем в два раза – на 894,5 млн. рублей. Одной из основных причин такого рывка стала небывалая активность на местном рынке инорегиональных столичных и международных кредитных структур. 2006 год стал самым насыщенным по количеству фактов выхода этих игроков на местный рынок.

Так число филиалов кредитных организаций, головные офисы которых расположены в других регионах, выросло на семь, представительств – на четыре, а кредитно-кассовых офисов – на двенадцать. На челябинский рынок вышел международный «Райффайзенбанк Австрия», свои отделения и филиалы здесь открыли такие московское игроки как «Абсолют Банк», банк «Союз», «НОМОС-Банк» и ряд других. Все более активно на рынке Челябинской области начали заявлять о себе банки, представляющие другие российские регионы, примером чего стало открытие представительства воронежского банка «Агроимпульс». Значительно усилился в последнее время процесс прихода свердловских банков, что подтверждает приход «СКБ-Банка», «Свердловского губернского банка» и ряда других игроков. Отдельно стоит отметить приход на Южный Урал «Уралвнешторгбанка» и «Сибакадембанка», объединенных под единым брендом «УРСА Банк».

Этот достаточно обширный, но далеко неполный список фактов инорегиональной экспансии, говорит о том, что Челябинская область вызывает огромный интерес у различных банковских структур и рассматривается ими как перспективный финансовый рынок, до насыщения которого еще очень и очень далеко. Постоянно увеличивающаяся прибыль работающих в Челябинской области банков подтверждает это.

Еще одним фактором более чем двукратного роста прибыли инорегиональных банков становится тот факт, что темпы потребительского кредитования, большая доля которого приходится именно на инорегионалов, на порядок превосходят темпы кредитования реального сектора экономики.

Осваивая местный рынок, инорегиональные кредитные организации приносят вместе с собой новые банковские продукты, построенные на более совершенных технологиях ведения бизнеса. Кроме того, эти банки обладают сравнительно дешевыми деньгами, что дает им возможность предлагать своим клиентам гораздо более привлекательные тарифы. Однако имеющиеся у них конкурентные преимущества не всегда перевешивают те выгоды, которые получают местные корпоративные клиенты, сотрудничая с южноуральскими банками. Как считают эксперты, процесс прихода в регион федеральных и иностранных игроков не несет с собой ощутимых угроз для местных банков. Кроме того, он достаточно сильно стимулирует развитие местного финансового сектора и в целом всей экономики региона. Дело в том, что большинство приходящих в регион банков, нацелены на работу в сегменте обслуживания физических лиц и активно развивают его, в то время как местные банки проявляют основную активность в сегменте обслуживания местных предпринимателей, а также предприятий челябинского малого и среднего бизнеса. Прочные позиции в этом сегменте и обеспечивают им солидную долю финансового рынка.

Учитывая это, ряд инорегиональных банков, нацеленных на работу с корпоративным сегментом, приходит в Челябинскую область вслед за крупными сетевыми компаниями, которые являются их партнерами на протяжении уже достаточно длительного времени. Процесс этот носит перманентный характер и зачастую имеет не только федеральную, но и региональную подоплеку. Так одним из факторов начавшегося в 2005 году прихода в Челябинск банков Свердловской области, стало освоение южноуральского рынка рядом екатеринбургских компаний.

Местные перипетии

До сих пор лидерами среди региональных банков челябинской области остаются два банка – «Челябинвестбанк» и «Челиндбанк», – которые изначально имели более благоприятные условия для своего развития, нежели другие представители финансового рынка. В силу этого в регионе не сложилось такой острой конкурентной среды, как, например, в Свердловской области, где практически на равных конкурируют около десятка банков. Эта особенность региона становится сегодня одной из главных причин массированной экспансии на местный рынок инорегиональных банков, которые стремятся занять пустующие или не до конца занятые финансовые ниши Южного Урала.

Что касается местных региональных банков, то их работа изначально была нацелена на корпоративный сегмент в секторе СМБ (средний и малый бизнес) и по-прежнему сохраняет эту специфику. Ведь владельцу челябинского бизнеса, нуждающемуся в финансировании, гораздо проще договориться с руководством одного из местных банков и обслуживаться в нем, чем в филиалах или представительствах крупных столичных или международных банков, нацеленных на работу с крупным клиентом. Более того, региональные финансовые структуры имеют достаточно развитую внутрирегиональную сеть, что чрезвычайно удобно для клиентов и является сегодня ощутимым преимуществом местных игроков.

В свою очередь в сотрудничестве с местными бизнесменами заинтересованы и Челябинские банки, ведь именно эта составляющая является основой их бизнеса. В силу этого малые и средние компании области вместе с местными банками представляют достаточно крепкую взаимообусловленную связку. По мере развития бизнеса клиентов и с учетом их потребностей растут и модернизируются и челябинские банки. При этом они, как ни один крупный банк, способны «прогибаться» под специфику клиентского бизнеса и максимально оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся условия.

Все это в очередной раз подтверждает прогноз о том, что инорегиональная экспансия в краткосрочной перспективе не создаст реальных угроз для местных банков. Ведь сегодня рыночных ниш на Южном Урале хватает всем игрокам, что позволяет региональным и иногородним банкам мирно сосуществовать. Правда, несколько настораживает общая для всех секторов российской экономики тенденция к укрупнению, которая имеет прецеденты и в Челябинском регионе. Так в 2006 году совет директоров «Газпромбанка» принял решение о покупке магнитогорского «КредитУралБанка» и привел это решение в исполнение. Тогда же в банковской среде ходили упорные слухи о возможности продажи одного из крупнейших местных банков – «Челябинвестбанка». По тем же слухам, сделка не состоялась из-за того, что стороны не смогли договориться о цене.

Однако, как считают эксперты, поглощение местных банков более крупными игроками – не обязательный и не единственный вариант развития ситуации. Другой возможный сценарий заключается в совершенствовании продуктовых линеек местных игроков и расширении географии их присутствия за пределы региона. Ряд местных банков уже начал работать в этом направлении; другие – только заявляют о подобных планах развития.

Для сохранения своих позиций на рынке и завоевания новых клиентов, местным банкам, независимо от долгосрочных планов, приходится расширять спектр услуг и активизировать внедрение новых технологий. Так по количеству выпускаемых пластиковых карт различных платежных систем первое место в Челябинской области, по данным РБК, занимает «Челябинвестбанк». Вместе с числом выпущенных карт у банка растет и инфраструктура их обслуживания, развиваются платежные сервисы, «привязанные» к картсчету. Объем эмиссии пластиковых карт увеличивается в банке, в первую очередь, за счет того, что их основные потребители – клиенты сегмента СМБ – все охотнее переходят на зарплатные проекты, которые в современных российских условиях являются одним из основных двигателей развития системы расчетов по пластиковым картам.



Как на кофейной гуще

Объем кредитов, выданных на конец 2006 года населению Челябинской области банками, представленными в регионе, составил порядка 44 млрд. рублей (в том числе 6,6 млрд. рублей – кредиты, выданные индивидуальным предпринимателям). Большой популярностью среди населения пользуются сегодня специальные программы, которые получили широкое распространение, в частности в автокредитовании. Более доступными, благодаря программе АИЖК, становятся ипотечные кредиты, объем которых в 2006 году увеличился примерно в пять раз. Все это говорит о том, что жители Челябинской области все чаще предпочитают приобретать товары и услуги в кредит, нежели вкладывать свои сбережения в банковский сектор. Происходит это благодаря значительной либерализации условий предоставления кредитов и снижению банками процентных ставок в ходе конкурентной борьбы.

Вместе с этими процессами происходит и уменьшение доходности кредитов. Причин здесь несколько. Во-первых, в силу усиления конкуренции снижаются ставки по кредитам. Во-вторых, с ростом кредитных портфелей ощутимо ухудшается их качество, а значит, растет объем невозвратов, что также негативно отражается на доходности. Например, неплатежи по кредитам, учитываемые действующими на территории Челябинской области кредитными организациями, по итогам 2006 года составили 1683,3 млн. рублей и превысили аналогичный показатель прошлого года на 75,2%. И, несмотря на такое положение, перед банками ставятся задачи еще большего увеличения количества кредитных портфелей. Учитывая все эти факты, можно прогнозировать, что с каждым годом сфера потребительского кредитования будет становиться все менее прибыльной для банков. При этом самая большая доходность будет характерна для сегмента кредитования СМБ, который по общему признанию экспертов имеет огромный потенциал роста.

Финансовый прогноз

Сегодня на Южном Урале созданы все предпосылки и выстроена вся рыночная инфраструктура, необходимая для освоения банками сегмента кредитования СМБ. Более того, банкиры понимают, что в силу крайней ненасыщенности и неосвоенности этот сегмент способен приносить сверхприбыли. По максимальным оценкам потребности клиентов сегмента на данный момент удовлетворены максимум на четверть. Учитывая это, эксперты прогнозируют, что, начиная с 2007 года, основная конкурентная борьба между банками будет смещаться именно в этот сегмент. В такой ситуации региональным банкам, традиционно работающим в секторе СМБ, придется потратить много сил и энергии для того, чтобы отстаивать свои позиции. Ведь противостоять им будут крупные инорегиональные банки, обладающие сравнительно дешевыми денежными ресурсами и эффективными технологиями оценки клиентов. Серьезную конкуренцию местным банкам в этой борьбе составят и более развитые банки соседней Свердловской области, большой интерес для которых представляет потенциал развития челябинского финансового рынка. Очевидно, что массовая экспансия в ближайшие год-два банков свердловской области – явление объективное и необратимое. Северных соседей подталкивает к этому логика роста их бизнеса. Ведь сегодня эти банки активно завоевывают финансовый рынок Большого Урала, а Челябинск является одной из ключевых его точек.

При этом свердловские игроки находятся, пожалуй, в самом выигрышном положении среди остальных инорегиональных банков. По применяемым технологиям они практически ни в чем не уступают федеральным игрокам. В то же время эти банки имеют достаточно разветвленную сеть своих отделений и филиалов практически во всех важных территориях Урала, что делает их более привлекательными партнерами, в особенности для тех клиентов, чей бизнес выходит за пределы Южного Урала. Другим важным конкурентным преимуществом свердловских банков является тот факт, что, благодаря близости Екатеринбурга, они в большей степени являются местными, а, значит, и более мобильными, по сравнению с другими инорегионалами.


Top
Poligon
Отправлено: Jul 5 2008, 10:16 AM
Quote Post


  Дока
*

Группа: Super moderator
Сообщений: 3770
Пользователь №: 388
Регистрация:
17-May 08



даа старая уже эта статья но все-равно спасибо за труды
PMEmail Poster
Top
rotor
Отправлено: Dec 19 2008, 11:44 AM
Quote Post


  Дока
*

Группа: Super moderator
Сообщений: 556
Пользователь №: 429
Регистрация:
14-June 08



Сейчас региональным банкам тяжело приходится...
PMEmail Poster
Top

Topic Options Reply to this topicStart new topic

 



[ Script Execution time: 0.0093 ]   [ 10 queries used ]   [ GZIP выключен ]


Установка сигнализации: sio.su