Reply to this topicStart new topic

Строительный ритейл рынок строительные материалы торговые центры

Гость
Отправлено: Dec 9 2007, 08:05 PM
Quote Post


  Unregistered









Cтроим вместе

Строительный ритейл в Челябинске, наконец, начал приобретать цивилизованные черты и вышел на путь сегментирования. В последние четыре года этот рынок развивался за счет появления в городе торговых центров, супермаркетов самообслуживания и небольших прилавочных магазинов формата «у дома». Весомый вклад в его развитие внесли не только местные игроки, развивающие собственные сети, но и ритейлеры из других городов, начавшие массовую экспансию в регион в 2007 году.

Рыночная цивилизация
Анализируя челябинский строительный ритейл в период с 2004 по 2007 годы, стоит отметить три наиболее значимых факта, которые демонстрируют основные направления развития сектора. Перечислим каждый в хронологическом порядке.
Первый из них – уход в 2004 году из города, в связи с обострившейся конкуренцией, екатеринбургской сети «СуперСтрой» и ее возвращение в Челябинск в июне 2007 года. Такое поведение уральского сетевого ритейлера позволяет говорить о том, что еще несколько лет назад ставка на сервис и дополнительные услуги, давшая хороший экономический эффект в Екатеринбурге и других городах УрФО, оказалась ошибочной при освоении местного рынка. Челябинский потребитель оказался не готов переплачивать за предложенный ему дополнительный сервис и консультационные услуги. Дело в том, что тогда главным критерием выбора места приобретения стройматериалов для местных потребителей была их стоимость. Допустив в связи с этим ряд существенных просчетов, «СуперСтрой» был вынужден в 2004 году уйти с челябинского рынка. Недавний же возврат сети в столицу Южного Урала свидетельствует о том, что местный рынок строительного ритейла с тех пор значительно развился и становится все более цивилизованным. К еще не так давно царствовавшей в челябинской строительной рознице простейшей форме взаимоотношений «деньги-товар» добавляются такие дополнительные услуги, как: консультирование; создание дизайн-проектов; расчет необходимого количества строительных материалов для проведения ремонтных работ; доставка товаров; кредитование клиентов и другие.

В местных сетях
Второй интересный факт состоит в активном развитии на челябинском рынке в последние два года местных розничных строительных компаний, в том числе, и местных сетевых структур. Наиболее ярким примером этого является компания «Евроград», которая в 2006 году первой в Челябинском регионе приступила к формированию сети строительных супермаркетов. Этот пример служит лучшим индикатором, который показывает, насколько значительны сегодня на местном рынке темпы роста, во-первых, потребительского спроса на строительные товары; во-вторых, уровня культуры этого спроса. Стоит отметить, что формирование розничной сети, основанной в Челябинске, стало возможным именно благодаря росту потребительской культуры, а также требованиям к обслуживанию и качеству сервиса. Как следствие этого – переориентация части этих клиентов с «базарных» покупок на покупки в местах цивилизованной торговли.

Федеральный прессинг
Третье показательное событие связано с приходом в город федеральной сети «Старик Хоттабыч», челябинский магазин которой занял торговую площадь в ТРК «Фокус». Приход «Старика Хоттабыча» показывает, что потенциал развития местного рынка представляет большой интерес для национальных и иностранных операторов строительной розницы. Это подтверждает и тот факт, что сегодня международная сеть строительных супермаркетов Castarama оформляет все необходимые документы для прихода на местный рынок. Как только эти процедуры будут завершены, в Копейске, в районе гипермаркета «Метро», появится супермаркет этой сети. О планах выхода на южноуральский рынок не раз заявлял и такой крупный иностранный оператор, работающий в сфере строительного ритейла, как OBI. Обладая неограниченными, по сравнению с местными игроками, ресурсами и отработанными технологиями ведения бизнеса, такие сети имеют возможность достаточно быстро насытить пустующую нишу и возглавить топ-лист лидеров сегмента на Южном Урале. Не стоит сомневаться, в том, что уже в краткосрочной перспективе федеральные и транснациональные операторы продолжат экспансию на местный рынок вслед за сетью «Старик Хоттабыч» и Castarama.

Рынок как он есть
Проанализировав перечисленные факты, можно утверждать, что насыщенность местного розничного рынка строительных материалов была и продолжает оставаться чрезвычайно низкой. При этом объемы этого рынка постоянно растут. По разным экспертным оценкам, только за последний год они выросли примерно на 15-25%. А это подтверждает, что еще несколько лет сектор будет достаточно привлекательным для прихода новых игроков.
Сегодня же на челябинском рынке активно развивают торговлю местные игроки: начиная от небольших магазинов формата «у дома» и заканчивая сетевыми структурами Уральского федерального округа. Первые, как правило, углубляют специализацию; вторые – идут по пути укрупнения бизнеса за счет расширения торговых площадей. Кроме того, на местном рынке появляется все больше независимых супермаркетов самообслуживания и крупных торгово-выставочных центров. Лучше всего это видно из примеров, имевших место на рынке в последнее время.
Так, в течение прошедших четырех лет в Челябинске появились такие значимые для местного рынка торговые структуры, как сеть «Евроград», гипермаркет «СтройДвор»; супермаркеты «Солнечный»; ТВК «СДМ», который сегодня активно расширяет свои торговые площади; магазины екатеринбургских сетей «Бегемот» и «Водяной», второй магазин сети «Грезы» и другие. В то же время, в этот период в Челябинске не появилось ни одного строительного рынка или базара. Как считают эксперты, дело в том, что сектор вошел в ту стадию развития, когда вывод торговой организации подобного формата малоперспективен. И это при том, что рынки по-прежнему сохраняют за собой потребителей, имеющих потребность в товарах, не нуждающихся в особых условиях хранения и продажи. Но все это неспроста: в основе отмеченных процессов лежат вполне логичные предпосылки.

Факторы роста
Как уже отмечено, рост челябинского рынка строительного ритейла за прошедший год составил до четверти своего объема. Такое интенсивное развитие связано, в первую очередь, с увеличением в Челябинске жилищного строительства, благодаря чему рынок жилья продолжает насыщаться. Вместе с этим у покупателей новых квартир возникает потребность в приобретении строительных материалов для ремонта нового жилья, которое обычно продается с черновой или низкокачественной строительной отделкой. Судя по всему, этот фактор в будущем сохранит за собой одну из ключевых ролей в увеличении объемов рынка строительной розницы. Подтверждением этому служит тот факт, что в соответствии с планом социально-экономического развития Челябинска, до 2010 года в городе планируется построить 1 млн. 775 тыс. квадратных метров. Из них 525 тыс. – в 2007 году; 600 тыс. – в 2008 году и 650 тыс. – в 2009 году.
Другой важный фактор роста объемов строительного ритейла на Южном Урале – постоянное увеличение доходов населения. С каждым годом челябинцы тратят все больше средств на повышение качества жилищных условий, в том числе, и на ремонт жилья. Этот же фактор обуславливает и развитие процесса повышения «цивилизационного» уровня челябинского строительного ритейла.

Без маржи
Как видно, «качественный» сегмент рынка строительного ритейла переживает сегодня одну из начальных фаз своего развития. Характеризуется это отказом части потребителей от «рыночных» и «базарных» покупок и изменением их предпочтений в сторону цивилизованной торговли, сочетающей обширный ассортимент и высокие стандарты обслуживания. На эту-то часть потребителей и рассчитаны новые «цивилизованные» магазины, появляющиеся в ответ на возрастающий «качественный» спрос и способствующие активному насыщению этого сегмента рынка.
Именно с этим процессом можно связать низкий уровень маржи в отрасли, который, к тому же, продолжает постоянно снижаться. Дело в том, что торговым структурам, работающим в сегменте цивилизованной торговли, приходится конкурировать не только между собой, но и с рынками и базарами, цены на которых обычно несколько ниже. В том числе, и поэтому из года в год все более жесткой становится ценовая конкуренция в строительной рознице. Игроки признают, что уже давно наценка, которую они производят, выставляя товар в розницу, значительно ниже роста цен, по которым они его закупают. Это, в свою очередь, становится одним из основных факторов снижения маржи в секторе. В этих условиях выигрывают большие супермаркеты, которые могут позволить себе повышать маржу за счет более низких закупочных цен.

Следствия причин
Отмеченные процессы, характеризующие развитие челябинского строительного ритейла, уже сегодня провоцируют два параллельных процесса. Во-первых, усиливаются тенденции интеграции и укрупнения компаний. Во-вторых, происходит углубление специализации торговых предприятий.
Если касаться первого процесса, то имеет смысл говорить об укрупнении не за счет слияний и поглощений, а за счет увеличения компаниями количества своих магазинов и развития ими сетей.
Углубление же специализации может выражаться либо в выборе определенного направления, например, торговля кафельной плиткой, или сантехникой; так и в выборе определенного формата торговли, например: торговый отдел в составе специализированного торгово-выставочного комплекса; магазин самообслуживания – DIY или Cash&Carry; прилавочный магазин «у дома» или другого.
Укрупнение за счет формирования и развития сети характерно для средних и крупных челябинских игроков, таких как «Евроград», «Аркада» и «Грезы». Правда, стоит оговориться, что «Аркада» и «Грезы» имеют всего по два магазина и фактически сетями не являются, однако, развиваются именно в этом направлении. Ведь, расширение масштабов бизнеса, – это, пожалуй, главное, на что им необходимо обратить внимание, чтобы успешно конкурировать на челябинском рынке с федеральными компаниями. В остальном, местные игроки вполне конкурентоспособны. Например, по такому параметру, как наличие товаров на складе, по крайней мере, в первое время они, наверняка, смогут дать фору «пришельцам», клиентам которых придется дожидаться поступления товаров с удаленных складов.
Что касается углубления специализации, то для крупных компаний этот процесс выражается в поиске и выборе определенного формата торговли. Для мелких же и средних игроков это, скорее, поиск узкой ниши, специализация в которой позволяет им предложить своим клиентам богатые товарные линейки, например: кафель; напольные покрытия, товары для финишной отделки или сантехника. Так, магазины «Грезы», «Дом кафеля» и «Дом немецких обоев» работают в формате «магазин-консультант». Первые три компании специализируется на продаже определенных групп строительных и смежных с ними товаров. Например, «Грезы» специализируется на товарах для отделки и обустройства ванных комнат, «Дом кафеля» – на продаже самой разнообразной плитки и всего необходимого для ее установки, а «Дом немецких обоев» предлагает клиентам обширный ассортимент обоев. Судя по всему, именно «нишевая» специализация по группам товаров станет в будущем, с усилением экспансии «инорегионалов» и развития сетей местными игроками, моделью работы небольших челябинских магазинов и позволит им выживать на этом рынке, сохраняя за собой значительную его долю. Ведь она позволит не просто не допустить прямой конкуренции с сетевиками, но и даст возможность компании стать профессиональным оператором, пусть и в узком сегменте рынка.
Другой вариант сохранения небольшими магазинами своих позиций на челябинском рынке – объединение в рамках крупных специализированных торговых комплексов. Правда, такой путь затруднен в силу сложности соблюдения и реализации единого подхода к покупателям со стороны разных отделов. С другой стороны, эту же стратегию могут избрать и крупные сетевые структуры, внося разнообразие в свой ассортимент за счет смежных групп товаров для привлечения большего количества клиентов. А то, что в дальнейшем крупные сетевые гипермаркеты пойдут именно по этому пути, эксперты единогласны.
Учитывая основные направления развития строительной розницы можно смело утверждать, что помимо укрупнения, в строительной рознице стоит ожидать и смены форматов торговли. Так, основными из них сегодня становятся такие форматы самообслуживания, как Cash&Carry и DIY, уже достаточно длительное время представленные на Южном Урале. Кроме того, формирование в ходе укрупнения сетевых компаний, таких как «Евроград», подстегнет развитие узкоспециализированных небольших игроков, которые будут отличаться четким позиционированием в рамках отдельной товарной группы и смогут предоставить клиентам не только обширный товарный ассортимент, но и высококачественный сервис, и дополнительные услуги в рамках своей узкой специализации.

Эксперт

Сергей Соловьев, директор гипермаркета «СтройДвор»:
Первые магазины самообслуживания появились на челябинском рынке строительного ритейла в 2003 году. Именно тогда рынок вступил в качественно новую фазу развития. Несмотря на то, что с тех пор уже прошло четыре года, этот рынок в нашем регионе до сих пор находится в самом начале своего развития. Дело в том, что как независимые магазины самообслуживания, так и сети, которые освоили местный рынок, сами переживают начальный этап развития.
Челябинский рынок строительного ритейла сегодня не насыщен. Мировая статистика показывает, что нормальным показателем насыщения рынка являются 10 тысяч кв. метров торговых площадей на 250 тысяч населения. В Челябинске весь розничный строительный ритейл представлен примерно на 20 тысячах кв. метров. То есть ниша свободна. При этом, по нашим исследованиям, объем рынка ежегодно увеличивается на 15-20%. И динамика будет увеличиваться. Это способствует появлению новых игроков и приходу сетевых федеральных компаний. Так, в 2003 году первым в Челябинск пришел «СуперСтрой». Он изменялся, менял местоположение, но с появлением «СтройДвора» не выдержал конкуренцию и вынужден был уйти. И вот в 2007 году они начали новую компанию по выходу на челябинский рынок. Уверен, что в ближайшее время в Челябинск придет не только Castarama, но и другой крупный игрок – сеть Obi.
С приходом сетевых компаний связано и повышение качественного уровня в строительном ритейле. А это процесс неизбежный, ведь благосостояние людей растет и формат рынка с минимальным количеством дополнительных услуг перестает устраивать потребителей. В этой связи можно прогнозировать, что будущее строительного ритейла в Челябинске – за универсальными магазинами. Уже сегодня мы наблюдаем, как магазины формата DIY уходят из ангаров и цехов и перемещаются в большие торговые комплексы. Например, «Старик Хоттабыч» открылся в Челябинске в ТК «Фокус», где также представлена одежда и продукты питания. Однако сегодня мы находимся в самом начале пути к культурному строительному ритейлу. Основное развитие этой отрасли я связываю с приходом крупных сетей, которые заставят местных игроков также повышать свои стандарты.

Top
Poligon
Отправлено: Jul 5 2008, 04:59 PM
Quote Post


  Дока
*

Группа: Super moderator
Сообщений: 3770
Пользователь №: 388
Регистрация:
17-May 08



спасибо за предоставленную инфу
PMEmail Poster
Top

Topic Options Reply to this topicStart new topic

 



[ Script Execution time: 0.0087 ]   [ 10 queries used ]   [ GZIP выключен ]


Установка сигнализации: sio.su